Электрозарядные станции: принцип работы и правила эксплуатации
11.12.2025
Электрозарядная станция (ЭЗС) передает электрическую энергию от сети к аккумулятору транспортного средства с заданной мощностью, скоростью и соблюдением всех протоколов безопасности. Станция не просто «льет» ток в автомобиль. Она работает в связке с бортовым зарядным устройством (ЗУ) электромобиля, преобразуя переменный ток из сети в постоянный, необходимый для аккумулятора. Мощность и тип электрозарядной станции определяют, насколько быстро происходит этот процесс. В сравнении с бытовой розеткой, ЭЗС предназначена для безопасной передачи значительных мощностей.
Все виды зарядных станций для электромобилей можно свести к четырем основным типам:
- Домашние станции (AC, ~3-22 кВт) — используют переменный ток, отличаются невысокой скоростью, но максимально бережным отношением к аккумулятору; могут подключаться к стандартной или трехфазной сети (к данной категории относятся ЭЗС бренда SMARTWATT).
- Городские станции (DC, 50-150 кВт) — работают на постоянном токе, позволяя зарядить батарею за 20-40 минут, однако подобный режим создает повышенную нагрузку.
- Магистральные хабы (DC, 350+ кВт) — сверхмощное оборудование для дальних маршрутов, требующее совместимого автомобиля и пока не получившее повсеместного распространения.
- Запасные зарядные устройства (AC, 3-7 кВт) — не предназначены для постоянного использования, используются в экстренных случаях. Могут навредить электромобилю из-за своих дешевых компонентов.
О последнем пункте стоит сказать отдельно. Многие автопроизводители кладут в комплект запасное зарядное устройство, предназначенное для обычной розетки. Его задача — выручить вас один-два раза в пути, регулярное использование недопустимо. О чем, к слову, не всегда предупреждают в салоне. Дело в том, что в них используют самые простые и дешевые компоненты. К примеру, контактные гильзы такой зарядки со временем могут повредить дорогостоящий разъем автомобиля, вызвать перегрев и, как следствие, возгорание. Кроме того, в таких устройствах часто отсутствуют полноценные элементы контроля и защиты, а при работе с высокими нагрузками это прямой риск.
Зарядка переменным током (AC) — это щадящий метод. Энергия внутри такой домашней электрозарядной станции распределяется встроенным в автомобиль контроллером. Постоянный ток (DC) дает скорость ценой высоких нагрузок. Регулярное использование DC сокращает жизненный цикл аккумулятора, поэтому данный формат целесообразно применять преимущественно в дальних поездках.
Еще один веский аргумент против регулярного использования комплектной зарядки — повышенная нагрузка на домашнюю электросеть. Длительная работа на высокой мощности из одной точки может привести к перегреву проводки и выходу ее из строя. Вот почему добросовестные дилеры, которые заботятся о безопасности клиентов, все чаще включают в комплект полноценную стационарную электрозарядную станцию. Она подключается напрямую к электрощиту через силовые автоматы и устройства защитного отключения.
Установка зарядной станции для электромобиля начинается с диагностики электросети на предмет готовности выдержать новую нагрузку. Для моделей на 7 кВт достаточно однофазной линии, а для мощностей 11-22 кВт уже необходима трехфазная. Но не забываем про нагрузку на сеть от домашних бытовых электроприборов. Если однофазный ввод ограничен нагрузкой 5 кВт, то подключать электрозарядную станцию на 7 кВт нужно очень грамотно, предварительно продумав, как это сделать, чтобы не вывести проводку из строя. Обязательное условие — установка защитной аппаратуры (УЗО и автоматического выключателя). После установки зарядки для электромобиля следует процедура первого подключения. Все электромонтажные работы должен проводить квалифицированный специалист, который не только выполнит подключение, но и грамотно организует пространство для станции.
.jpg)
Электрозарядные станции SMARTWATT эффективны и в коммерческом секторе. Их размещение расширяет сервисный портфель и повышает клиентскую лояльность автосалонов, СТО, гостиниц и торговых комплексов — услуга подзарядки становится или приятным бонусом, или самостоятельным источником дохода. Для гостиниц и ТРЦ платная зарядка или даже бесплатная услуга как бонус за покупку становятся рабочим инструментом удержания аудитории и повышения среднего чека.
С технической стороны инвестиции защищены: электрозарядные станции обладают высокой степенью защиты IP54 (пыль и влага), устойчивы к вандализму и перепадам температур. Управление домашней зарядной станцией через единое мобильное приложение или веб-панель позволяет легко контролировать финансовые потоки, удаленно настраивать тарифы и проводить диагностику, что сводит операционные расходы к минимуму.
Электрозарядная станция — это управляемый электроникой узел с системой коммуникации. Для ежедневной подзарядки подходит медленная AC-зарядка (до 22 кВт), она меньше нагревает батарею и щадит ее. Мощные DC-станции зарядки электромобиля (от 50 кВт) стоит использовать для длительных поездок, так как в постоянный ток высокого напряжения ускоряет деградацию элементов при частом применении.
Приобрести электрозарядку для дома и коммерческого использования можно у представителей SMARTWATT. Специалисты помогут рассчитать, сколько стоит зарядная станция для электромобиля и предложат оптимальное решение.